Проблемы бездомных людей — комплексные, их решение должно строиться на основе частно-государственного партнерства. Об этом заявили участники круглого стола на тему «Социальная и социально-трудовая реабилитация лиц без определенного места жительства: реальный опыт НКО и проблемы правового регулирования», который прошел 8 февраля в Общественной палате РФ.
Дискуссию открыла Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО: «Сегодня мы говорим о социальной и социально-трудовой реабилитации лиц без определенного места жительства. Но понятно, что все проблемы друг с другом связаны. Говорить о соцреабилитации, но не говорить о медицинской помощи — очень сложно. Конечно, очень сложны вопросы регистрации и учета таких людей, понимания того, кто эти люди, с какого уровня и качества проблемами сталкиваются лица без определенного места жительства».
Она напомнила, что по итогам встречи Президента РФ с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека в декабре прошлого года появились поручения, нацеленные на помощь бездомным людям. Одно из них касается разработки дополнительных мер поддержки НКО, оказывающих социальную поддержку, медицинскую помощь лицам без определенного места жительства. Второе касается совершенствования механизмов регистрации лиц без определенного места жительства, в том числе с использованием единого портала государственных муниципальных услуг.
Делиться позитивным опытом НКО в области социальной и трудовой реабилитации бездомных граждан призвала Наталья Починок, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов. «Мне хотелось бы по итогам нашего обсуждения предложить практические рекомендации и поручения. Потому что это та площадка, которая призвана лучшие практики превращать в рекомендации и внедрять их в реальную жизнь», — сказала она.
Москва традиционно больше других территорий сталкивается с вопросами помощи людям без определенного места жительства, отметил Вадим Ковалев, член Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности, член ОП города Москвы: «В Москве есть система, с которой мы работаем, каждый день взаимодействуем, есть центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства имени Елизаветы Глинки. Вопрос: насколько эти меры являются эффективными и соответствующими сложившейся ситуации?»
НКО и благотворительные организации поделились опытом помощи бездомным людям. Все они отметили социальную значимость реабилитации людей, не имеющих дома и документов, подчеркнули, что без трудоустройства решить проблемы бездомных людей практически невозможно, а также заявили о необходимости государственной поддержки программ реабилитации граждан без определенного места жительства, которым, помимо элементарной бытовой поддержки, часто бывает нужна помощь юристов, психиатров и наркологов.
«Когда мы говорим о реабилитации бездомных людей, мы должны иметь возможность планировать свою работу. Организации должны иметь регулярные гарантии поддержки в своей деятельности. Иначе она носит стихийный характер и не может развиваться», — считает Ольга Демичева, президент благотворительной организации «Справедливая помощь доктора Лизы».
Представители некоммерческого сектора поделились основными проблемами, которые, по их мнению, не решить без помощи государства. Это переобучение трудоспособных бездомных; лечение их от алкоголизма и других зависимостей; нехватка центров милосердия; невозможность долговременного планирования работы с гражданами без определенного места жительства из-за того, что большинство грантовых программ краткосрочны. Серьезная проблема — невозможность войти в реестр поставщиков социальных услуг из-за отсутствия в реестре соответствующей графы.
Среди предложений Алании Журкиной, директора центра «Дом друзей», — привлечение экспертов НКО в разработку законодательных проектов о социализации бездомных граждан, введение упрощенной формы выдачи медицинских лицензий для НКО, выделение бесплатных помещений для НКО с возможностью временной регистрации бездомных. Она также отметила важность поддержки проектов помощи бездомным на региональном уровне, обеспечения необходимого количества сестринских отделений и отделений милосердия по всей стране, возобновления работы вытрезвителей.
Эмиль Сосинский, председатель совета МРОО «Дом трудолюбия “Ной”» подчеркнул: «Первым и главным шагом в социализации бездомных является только создание приютов с обязательными правилами труда и трезвости. Люди могут уйти туда с улицы, тем самым кардинально изменив свой образ жизни».
С ним согласна Татьяна Федяева, руководитель приюта для бездомных «Ремесло добра». Она тоже убеждена, что никакая социализации невозможна без труда: «Люди, которые находятся на самом дне, сами не очень-то хотят работать, очень часто эту привычку к труду благородную надо заново реанимировать, а потом ее воспитывать через разные методы. Имеют смысл программы, направленные на дальний результат».
Своим видением проблемы поделись и представители органов исполнительной власти. Они же предложили создать межведомственную рабочую группу, включив в нее НКО, представителей федеральной и региональной власти.
Надежда Ускова, первый заместитель министра социального развития Московской области, обратила внимание, что в столичный регион стекаются люди без определенного места жительства из разных субъектов Федерации: «Здесь нужны взаиморасчеты между регионами, регламент межрегионального взаимодействия. В связи с этим мы разработали проект межведомственного регламента, который направили в Минтруд России».
«Может быть, нам стоит двигаться к условному МФЦ для бездомных. Чтобы каждый бездомный человек понимал, какие услуги есть и куда ему обратиться», — предложила Ольга Шалыгина, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты города Москвы.
Екатерина Семенова, уполномоченный по правам человека в Московской области, презентовала концепцию сбора, анализа и учета информации по бездомным гражданам и работе помогающим им НКО. В ней предлагается законодательно закрепить статус лица без определенного места жительства, вести реестр нуждающихся в поддержке, выстраивать систему организаций, оказывающих помощь таким людям, исходя из их желания социализироваться. В концепции также предлагается создать федеральный ресурсный информационный центр для сбора статистики, ведения реестра как НКО, помогающих бездомным, так и их подопечных.
Законодательство не запрещает регионам дополнительно вводить социальные услуги, в том числе для бездомных людей, напомнил директор департамента соцзащиты и социального обслуживания Минтруда России Тарас Васько, предупредив, что в этом случае финансовая нагрузка ложится на бюджет субъекта Федерации.
«Если коллеги предоставят информацию, какие услуги необходимо включить в рекомендуемый федеральный перечень, то мы рассмотрим ее», — пообещал он.
Подводя итоги встречи, Наталья Починок призвала объединить усилия федеральных и региональных органов власти с НКО.
«Я вижу, что федеральные органы исполнительной власти готовы к кооперации. Предложения есть у отдельных субъектов. Уверена, что ваши реальные предложения и реальные шаги помогут серьезно продвинуться, наработать конкретные практики. Прозвучало предложение вести реестр. С другой стороны, у нас есть индивидуальная программа реабилитации — надо просто подумать над формулировкой, как этот инструмент назвать. С точки зрения дальнейших шагов, я думаю, что создание межведомственной рабочей группы, инициированной на площадке Общественной палаты, — это то, что мы можем и должны сделать. Это и будет системная работа», — сказала она.