В январе 2021 года гостиницы Москвы были загружены на 43,6% – это самый высокий показатель среди европейских рынков, следует из данных Cushman & Wakefield. На втором месте – Баку (26%), на третьем – Санкт-Петербург и Стамбул (24%).
В первую десятку также входят Таллин (15,7%), Манчестер, (14,2%), Тель-Авив (13,8%), Белград (13,6%), Мадрид (13,5%) и София (12,9%).
Москва лидирует по загрузке гостиниц в Европе с ноября 2020 года: тогда отели оказались заполнены на 39%, на втором месте был Стамбул (37,3%). В декабре отрыв российской столицы стал еще больше – 43,3% против 26,3% у гостиниц Стамбула.
По сравнению с январем 2020 года снижение загрузки в Москве оказалось самым низким среди других туристических центров Европы (-27,4 п.п.). В Санкт-Петербурге – загрузка оказалась на 48 п.п. ниже.
Для сравнения: в Варшаве, Вене, Праге, Будапеште и Братиславе снижение составило от 88 до 95 п.п: гостиницы этих городов были заполнены минимально. Например, в Братиславе гости забронировали всего 2,4% номеров, в Будапеште – 4,1%, в Праге – 4,2%. Эти же города оказались среди аутсайдеров по доходности на номер (показателю RevPAR): Братислава ($1,54), Прага ($2,45), Варшава ($3,35), Вена ($4,15). Серьезно в доходности потеряли также отели Тель-Авива – снижение составило 92 п.п. до $10,8.
«Лидерство двух российских столиц по загрузке гостиничного номерного фонда в начале 2021 года выглядит вполне логичным – с учетом того, что Европа все еще не преодолела очередную «волну» коронавирусных заболеваний (в ряде стран, включая Польшу, считают, что налицо уже третий по очереди рост заболеваний среди населения страны), что привело к вводу серьезных ограничений на перемещения населения и приостановке работы объектов инфраструктуры, включая отели. В это же время в период новогодних каникул московские власти справились с ростом COVID-заболеваний без значительного ужесточения режима ограничений, а в Санкт-Петербурге обошлись краткосрочным запретом на работу кафе и ресторанов, музеев и театров – однако в итоге это перенаправило часть туристов в Москву или другие регионы страны», – отметила Марина Усенко, партнер Cushman & Wakefield, департамент гостиничного бизнеса и туризма.
«Разница в загрузке городского номерного фонда Москвы в январе (60% – в 2020 году, 44% – в 2021-м) демонстрирует выпадение спроса со стороны иностранных гостей, а также MICE-сегмента, активность которого обычно растет с середины января. Если посмотреть на среднемесячную загрузку московских отелей в сентябре-декабре 2020 года, то она находилась в диапазоне 40-47% (нижний предел отмечен в октябре и ноябре на фоне «второй волны» COVID-19). Это как раз тот самый объем внутреннего спроса, на который столичным отелям можно рассчитывать даже с учетом текущих сложных экономических условий и ряда сохраняющихся ограничений», – прокомментировала Марина Смирнова, партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield.